Якутия сталкивается с серьезной проблемой в сфере школьного образования, которая выходит далеко за рамки простого отставания от других регионов. Об этом свидетельствуют последние данные и комментарии официальных лиц. Критически снизилось качество подготовки выпускников к ЕГЭ, и многие школьники, окончив 11 классов, не могут даже в общих чертах продемонстрировать владение русским языком и математикой – двух обязательных предметах для получения аттестата.
По информации главы республики Айсена Николаева, сотни выпускников ежегодно не достигают минимальных требований по ЕГЭ, что связано, в том числе, с недостаточным уровнем подготовки в школе. Данные указывают на то, что проблема особенно остро стоит в отдаленных районах республики: Алданский, Верхневилюйский, Кобяйский, Намский, Чурапчинский, Усть-Янский районы, а также в Якутске. В этих регионах уровень успеваемости по ЕГЭ значительно ниже среднероссийского.
Особую тревогу вызывает ситуация в агрошколах, которые являются практически единственным источником образования для жителей множества малокомплектных сел. В этих школах наблюдается дефицит квалифицированных учителей, что негативно сказывается на уровне знаний. Кроме того, в республике ощущается острая нехватка педагогов в целом – зарегистрировано более тысячи вакансий.
Многие выпускники, даже после 11 классов, стремятся к профессиональному образованию, сдавая предметы по выбору. Однако значительная часть учеников ориентирована исключительно на получение аттестата, а в ряде школ (41) выпускники вообще не сдавали экзамены по выбору. Все это свидетельствует о системных проблемах в системе школьного образования Якутии, требующих немедленного решения.