Якутия столкнулась с серьезным кризисом в системе школьного образования, требующим немедленного решения. Недавние данные свидетельствуют о значительном снижении успеваемости выпускников, особенно в региональных школах. Вместо ожидаемого лидерства по уровню грамотности, многие жители республики испытывают трудности даже с базовыми знаниями русского языка и математики.
По данным главы республики, ежегодно сотни выпускников, завершив 11 лет обучения, не могут получить аттестат, поскольку не достигают минимального проходного балла по ключевым предметам. Этот факт особенно заметен в районах Алданский, Верхневилюйский, Кобяйский, Намский, Чурапчинский, Усть-Янском, а также в Якутске. Ситуация осложняется тем, что средние баллы ЕГЭ по всем предметам в республике остаются ниже среднероссийских показателей.
Несмотря на то, что некоторые районы, такие как Мирнинский, Нерюнгринский, Алданский, Ленский, Олёкминский, Горный, традиционно демонстрируют высокие результаты, основная масса школьников республики испытывает серьезные проблемы. Особенно тревожной является ситуация в районах с низкой плотностью населения, где агрошколы являются практически единственными центрами образования. В этих школах наблюдается дефицит квалифицированных преподавателей, что напрямую влияет на качество обучения. Более 70% выпускников в этих же районах и Якутске сдают предметы по выбору, указывая на ориентацию на дальнейшее профессиональное образование. Однако, значительная часть учащихся (около трети) ориентируется исключительно на получение аттестата. В 41 школе республики в этом году ни один выпускник не сдавал предметы по выбору.
Особую озабоченность вызывает качество обучения в агрошколах, где разрыв в результатах ЕГЭ по ряду предметов достигает 10-12 баллов, что обусловлено нехваткой преподавателей. Вместе с тем, в республике ощущается острая нехватка педагогов – зарегистрировано более 1000 вакансий в сфере образования, что усугубляет ситуацию и требует комплексного подхода к решению проблемы.