История одной аварии: как татарская кровь спасла Ан-2 в якутской глуши

В октябре 1991 года в якутской глуши, в районе села Тяня, произошла невероятная история: самолёт Ан-2, перевозивший баллоны соляной кислоты в Олёкминск, застрял носом в ледном озере. Это был не просто полет – это была борьба с природой, где каждый миг мог стать последним. Пилот, худощавый и быстрый на реакцию, успел вылететь через форточку, но его коллега, солидной комплекции, получил серьезные химические ожоги. Экипаж успел подать сигнал бедствия, и на помощь прилетел начальник авиационно-инженерной службы аэропорта Кималя Сабировича Тахватулина.

Задача была колоссальной: вытащить самолет из озера, где лавина растительности запуталась в винте, а кислотная лужа, образовавшаяся при разрушении баллонов, представляла смертельную опасность. У экипажа было всего одно защитное костюм, и лишь бензопила «Дружба» казалась надежным союзником.

Первый поход — с использованием бревна и полиспаста – потерпел неудачу. Бревно катилось, и все было потеряно. Но Кималь Сабирович не сдавался. Используя «рацуху» – колышки для закрепления бревна на земле – он удалось перевести Ан-2 в горизонтальное положение. Затем осмотрели двигатель, зафиксировали детали для расследования.

Успех пришел не сразу. Через несколько дней закончились продукты. Но Кималь Сабирович не растерялся. Он запомнил, как много они могут выжать из ограниченных ресурсов. Он использовал колышки для укрепления, что позволило ему завершить задачу.

История Тахватулиных – это не просто эпизод из жизни аэропорта Олёкминск. Это династия, в которой уже с 1942 года трудились 11 представителей рода. Начался этот путь с татар, которые прибыли в Якутию еще с XVIII века. По легенде, они отомстили баю, обманутому, и были в кандалах сосланы в эту область. Со временем они прославились трудолюбием, доброжелательностью и находчивостью. Среди них – Загид Миндибаевич Тахватулин, участник Великой Отечественной войны, и, конечно, Кималь Сабирович, который проработал в аэропорту почти полвека, став почётным работником гражданской авиации и железнодорожного транспорта Якутии. В его биографии — Омское лётно-техническое училище, Киевский ИИГА, руководство службами, премии, благодарности. Это история о том, как талант, упорство и немного татарской крови спасли Ан-2 в якутской глуши, превратив обычную аварию в легенду.

  • Related Posts

    Небо над Якутией: Предупреждение о грозах, дожде и сильном ветре

    Якутия готовится к непростым погодным условиям на ближайшие дни. Метеорологи ЯУГМС предупреждают о продолжающихся дожжах, грозах, сильном ветре и даже граде. Ситуация требует особой внимательности и соблюдения мер безопасности. Сегодня,…

    Якутия: Дожди, грозы и заморозки – прогноз на ближайшие дни

    Жителям Якутии стоит подготовиться к переменчивой погоде. В ближайшие дни в республике ожидаются дожди, ливни, грозы и даже мокрый снег в горах, а также заморозки. Об этом сообщили синоптики Якутского…

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    You Missed

    Небо над Якутией: Предупреждение о грозах, дожде и сильном ветре

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views

    Якутия: Дожди, грозы и заморозки – прогноз на ближайшие дни

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views

    Погодные условия в Якутии: Объявлена штормовая погода

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views

    Ключевской вулкан: Обновленный анализ активности и риски для авиации

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views

    Погодные аномалии в Якутии: Угроза ливней, гроз и шквального ветра

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views

    Якутские журавли: Танец мудрости и верности

    • От redaktor
    • 10 сентября, 2025
    • 0 views