В продолжение предыдущего отчета историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова мы погружаемся в историю переправ через реку Чульман в Нерюнгринском районе, эпоху до появления современных мостов. Эта история – свидетельство человеческой изобретательности, адаптации к суровым природным условиям и влияния исторических событий.
Переправы через Чульман, с ее быстрым течением и извилистым руслом, были жизненно необходимы для развития южной Якутии. Без надежных переправ невозможно было обеспечить связь между различными населенными пунктами, транспортировать грузы и людей, особенно в период Великой Отечественной войны.
Одной из самых ярких иллюстраций этой истории стали американские грузовики «Студебеккеры» – мощные полноприводные машины, которые использовались для перемещения грузов через реку. Эти машины, поставлявшиеся в СССР в рамках ленд-лизу, не только обеспечивали безопасность перевозок, но и стали символом сотрудничества и помощи во время войны. Инженерные решения, использованные в переправах, такие как деревянные каскады из бревен, укрепленные шпильками, отражают высокий уровень мастерства строителей и их способность адаптироваться к сложным условиям.
Остатки этих переправ, сохранившиеся до наших дней, представляют собой уникальные исторические памятники. Сегодня участники экспедиции Александра Кошукова посетили те же места, где и раньше, и увидели, что за почти сто лет мало что изменилось. Доступ к месту переправы защищала высокая скала, а на противоположном берегу сохранились следы сооружений бывшей паромной переправы.
Интересно, что переправы через Чульман не только служили транспортным узлом, но и были свидетелями важных исторических событий, таких как строительство моста, начавшегося в 1947 году, и использовавшего заключённых лагеря ГУЛАГ. Современный автомобильный мост, построенный в 1984 году, – это четвёртый мост, проложенный через Чульман, и напоминание о том, как менялись времена и технологии в этом регионе.
Остатки старых переправ, включая сохранившиеся брёвна, шпильки и даже следы от американских грузовиков, сегодня можно исследовать и получить уникальное представление о жизни и труде людей, которые строили историю Нерюнгринского района.